Для любителей каталогизации и изобретателей ярлыков финская команда Apocalyptica представляет собой сложный случай. Просто головоломный. Четверо виолончелистов, играющих тяжелый металл, - это какой-то музыкальный оксюморон. Тем не менее уникальный стиль Apocalyptica - объективная реальность. Существуя в своей индивидуальной "апокалиптической" категории, Apocalyptica убедительно доказывают, что рок-музыка - это не столько инструменты, которые люди берут в руки, сколько то ощущение, которое они привносят в музыку, а может, и некое врожденное видение. Ну что прикажете делать музыкантам, которым в силу какого-то эстетического парадокса равно интересны и каноническая классика и крайние формы хэви-метал? Четверо выпускников Финской музыкальной академии имени Сибелиуса нашли выход. Они решили делать то, чего еще никто никогда не делал: вооружились своими любимыми и профессионально освоенными виолончелями и принялись сплавлять рафинированную классику и радикальный металл, Прокофьева и Pantera, Шостаковича и Slayer, отыскивая точки пересечения между этими исторически разделенными сферами. Относясь с неизменным пиететом к представителям обоих лагерей. Старожилы Apocalyptica - Эйкка Топпинен (Eicca Toppinen) и Пааво Лотйонен (Paavo Lotjonen). Они стояли у истоков команды, созданной в Хельсинки в 1993 году, и участвовали как исполнители (и часто как композиторы) в записи всех пяти альбомов, которыми обогатилась дискография финских фантазеров. Пааво Лотйонен - самый великовозрастный виолончелист в коллективе, ему уже под сорок. Его любимые музыканты - Beatles, Джими Хендрикс и Ян Сибелиус, а настоящие идолы - Пол Маккартни и Мстислав Ростропович. Он ценитель финской природы и знаток финской музыки и литературы. Кроме записей и концертов Apocalyptica, немало времени он отдает преподаванию, обучая студентов игре на виолончели. Его младший коллега Эйкка Топпинен отдает предпочтение русской литературе, особенно ценя Достоевского, а в музыке его вкусы так же контрастны: Шостакович (автор номер один для Топпинена), Metallica и Sepultura. Своими кумирами он называет знаменитого виолончелиста Йо-Йо Ма (Yo-Yo Ma), его коллегу Ростроповича и безбашенного музыканта Тома Уэйтса (Tom Waits). В первых инкарнациях Apocalyptica компанию Топпинену и Лотйонену составили студенты той же Финской музыкальной академии Макс Лилйа (Max Lilja) и Антеро Маннинен (Antero Manninen). Понятно, что ничем "нормальным" по меркам современного шоу-бизнеса такая компания заниматься не стала бы. Дебютный альбом Apocalyptica "Plays Metallica by Four Cellos", который квартет обнародовал через три года после образования, поначалу вызывал как минимум замешательство. Но как выяснилось к превеликому удивлению металлических пуристов, репертуар Mеtallica превосходно чувствовал себя в "классическом прочтении". Не без задней мысли (чтоб уж совсем не лишать себя слушателей) финские музыканты сосредоточились в основном на последних, актуальных в тот момент вещах Mеtallica: "Enter Sandman", "Sad But True", "Wherever I May Roam". Но как раз их более ранние и сложные композиции "Master of Puppets", "Creeping Death" или "Welcome Home (Sanitarium)" в переложении на струнные звучали наиболее интересно. Любовь к творчеству Mеtallica и тонкое понимание их стиля, внимание к деталям и техническое мастерство - это те компоненты успешного прочтения, которые успокоили даже наиболее скептически настроенных фанов. Желающих познакомиться с симфоническим вариантом Metallica нашлось в мире более 800 тысяч человек. Для второго студийного альбома "Inquisition Symphony", изданном в 1998 году, участники Apocalyptica снова обратились к представителям тяжелого музыкального цеха. Они отобрали четыре трека Mеtallicа, разбавив их собственными композициями и произведениями других тяжеловесов: Pantera ("Domination"), Faith No More ("From Out of Nowhere"), Sepultura ("Refuse/Resist" и заглавный трек "Inquisition Symphony"). Альбом получился неровным, некоторые интерпретации звучали скучновато. Из трех оригинальных композиций Apocalyptica (рекординговый дебют Топпинена) наиболее удачной оказалась песня "Harmageddon". В результате кадровой ротации квартет со временем сократился до трио, попрощавшись с Максом Лилйа и Антеро Маннином и приняв в свои ряды Пертту Кивилааксо (Perttu Kivilaakso), совсем молодого виолончельного виртуоза. В числе своих любимых групп Пертту называет Sepultura, Metallica, Slayer и Rammstein. А список его кумиров ограничивается именами Франко Корелли (Franco Corelli) и Монсеррат Кабалье (Montserrat Caballe). Привыкшие рисковать с самого начала, на третьем альбоме "Cult", который они обнародовали в 2001 году, музыканты еще более расширили область риска. Свой и без того странный саунд они обогатили контрабасом и оркестровой перкуссией. А вместо репертуара известных хэви-метал-групп решили представить авторский материал. "Cult" - это "сплав мелодраматического хэви-метала конца 80-х и романтизма конца 19 века". Каждый новый трек (автор - снова Эйкка Топпинен) приобретает эпический размах и звучит мрачно, внушительно и абсолютно оригинально. Музыканты ловко имитируют человеческий голос, немножко подражают Sepultura. Для пикантности - впервые в творчестве классических музыкантов - на альбоме прозвучал отрывок из пьесы норвежского композитора Эдварда Грига "In the Hall of the Mountain King". Лонг-плей 2003 года "Reflections Revised" включал старые и новые композиции, сочиненные Кивилааксо и Топпиненом, концертные версии пяти треков и новую интерпретацию песни Rammstein "Seemann". На этот раз группа обошлась без сторонней помощи на этапе продюсирования, справившись с саундом собственными силами. В записи диска принимал участие кумир участников Apocalyptica - великолепный барабанщик Дэйв Ломбардо, некогда стучавший в Slayer. На подступах к следующему альбому "Apocalyptica", полностью написанному и спродюсированному самой командой, Apocalyptica из трио снова превратилась в квартет. Четвертым участником оказался не виолончелист, а барабанщик Микко Сирен (Mikko Siren). Эйкка Топпинен задумывал "Apocalyptica" (2005) как совершенно новую главу в истории коллектива. Инструментальный ряд предполагалось обогатить вокальными партиями, но не эпизодическими, как практиковалось раньше, а принципиально важными. Этим и объясняется тот примечательный факт, что на первом сингле "Bittersweet" звучат голоса двух всемирно известных сыновей Финляндии - Вилле Вало (Ville Valo), вокалиста H.I.M., и Лаури Илонена (Lauri Ylonen), солирующего в The Rasmus. С участниками Аpocalyptica их объединяет не только география, но и давние дружеские отношения. Это не единственная причина, по которой "Apocalyptica" - особенный альбом в их карьере. "Мы стремились подчеркнуть особенности звучания виолончели, создать максимально качественный звук, на который только были способны, - подчеркивал Топпинен. - Если для диска "Reflections Revised" мы написали всего три медленных трека и десять очень быстрых, то на этот раз атмосфера записи более спокойная, эмоционально насыщенная, а саунд более фактурный и богатый полутонами". С января 2005 года хельсинские музыканты лично знакомят своих поклонников в Великобритании и Скандинавии, Западной и Восточной Европе, Северной и Латинской Америке с новым репертуаром, радуя и старыми хитами, которые уже разошлись в мире двухмиллионным тиражом - для виолончельной музыки это колоссальное достижение. Серия концертов в Германии на разогреве у Rammstein несомненно расширит их постоянно растущую аудиторию.
|